Стимпанк. Механика Власти

Объявление




Ресурс предназначен для ознакомления с жанром стимпанк.

Сейчас январь месяц.
Температура +15

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Стимпанк. Механика Власти » История » Транспорт Англии начала 19 века


Транспорт Англии начала 19 века

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Для более точного отыгрыша или для тех, кому не о чем написать, представляется статейка, обработанная, но довольно ёмкая. Учитывая то, что многим лень читать многа букаф, я постаралась сократить всё до минимума, но минимум всё-таки вышел большим. Думаю, ничего в этом страшного нет и кому интересно – прочитают. Я осилила) Большее внимание в ниже написанном уделено наёмному транспорту Англии 20-70 годов 19 века. Так же упоминается о каретах и общественном виде транспортировки.

Первые девять двухколесных наемных кабриолетов французской конструкции - предшественники кэбов, в которых кучер сидел рядом с единственным пассажиром, - появились в 1805 году, но из-за ограниченности области, в которой они имели право действовать, не привлекли особого внимания. В апреле 1823 года 12 полностью лицензированных двухколесных наемных кабриолетов, были представлены публике. Эти кабриолеты представляли шаг вперед по сравнению со своими предшественниками, поскольку имели два места для пассажиров. Кузов кабриолета, красившийся в желтый цвет, имел складной кожаный верх, который поднимали или опускали в зависимости от погоды. При необходимости для укрытия седоков от дождя и ветра можно было спереди растянуть специальный занавес. Кучер помещался на узком неудобном сиденье между корпусом и колесом, и едва ли доставлял седокам большое удовольствие своим столь близким к ним расположением.
http://pic.ipicture.ru/uploads/081105/thumbs/G1FVe6033n.gif
Кабриолет

Кабриолеты сразу же стали смертельным конкурентом, использовавшимся до этого в Лондоне наемным каретам - hackney-coaches - обычно бывшими изношенными донельзя каретами аристократии. Такую карету описывал Чарльз Диккенс в "Очерках Боза: Картинки с натуры" (1836):

"большое, громоздкое, квадратное сооружение темного-желтого цвета (словно страдающая желтухой брюнетка), с очень маленькими стеклами, но зато широченными рамами; дверцы украшены выцветшим гербом, напоминающим анатомированную летучую мышь, оси выкрашены в красный цвет, а большая часть колес - в зеленый. Козлы частично прикрыты старой шинелью с множеством пелерин, и какой-то странно выглядящей одеждой; солома, которой набита холщевая подушка сидения, торчит там и сям, словно конкурируя с соломой, которая выглядывает через щель в подставке с сиденьем для слуг."

Уже через месяц в суде разбиралось дело о нападении кучера наемной кареты на возницу кабриолета, где говорилось о многочисленности подобных нападений. Владельцам наемных карет было, отчего беспокоится - хотя дамы и пожилые джентльмены продолжали пользоваться их услугами, опасаясь нововведений, сливки лондонского общества стали отдавать предпочтение быстрым и легким кабриолетам. В течение пяти лет слово "кэб" - сокращение от "кабриолет" - стало обычным в обиходе, хотя первое время пуристы считали его очень вульгарным. Надо сказать, что старые наемные кареты отмирали, тем не менее, мучительно долго: последние вышли на улицы уже в 1850-х годах.

Такие кэбы не долго проездили по улицам Англии. Они были очень широкими, и быстро выяснилось, что в дождливую погоду при встречном ветре поднятый верх создавал слишком сильное сопротивление движению лошади. Другой, более распространенной разновидностью, стал кэб, в котором помещался только один пассажир, и корпус, поэтому был значительно более узким. Кучер по-прежнему сидел рядом с пассажиром. Из-за того, что верх этих кэбов сильно напоминал поставленный на попа гроб, лондонцы прозвали такие экипажи "кэбами-гробами" (coffin-cab).
http://pic.ipicture.ru/uploads/081105/thumbs/e8iSGbKmLf.gif
кэб-гроб
В одной из глав "Очерков Боза" Диккенс описывал посадку и высадку из такого кэба:

"Есть люди, которые жалуются, что влезать в кэб очень трудно; другие утверждают, что - вылезать еще того хуже; по нашему мнению, такие мысли могут зародиться лишь в развращенном и озлобленном уме. Посадка в кэб, если она проделана с изяществом и вкусом, - зрелище чрезвычайно эффектное. Начинается оно, - как только вы подходите к стоянке и подымаете глаза, - с пантомимы, в которой участвуют все восемнадцать извозчиков, поджидающих седоков. Потом очередь за вами - вы исполняете свой балетный номер. Четыре кэба, готовые к услугам, уже покинули стоянку, и резвые лошади показывают высший класс, приплясывая в водосточной канаве под скрежет колес о край тротуара. Наметив один из кэбов, вы устремляетесь к нему. Прыжок - и вы на первой ступени подножки; полуоборот направо - и вы на второй; затем вы плавным движением ныряете под вожжи, одновременно поворачивая туловище влево, - и дело сделано. О том, куда и как садиться, можно не думать: фартук одним ударом водворит вас на место, и - поехали!
Выход из кэба, пожалуй, теоретически несколько более сложный маневр, и осуществление его на практике чуточку потрудней. Мы тщательно изучили этот предмет и пришли к выводу, что наилучший способ - просто выброситься вон, положившись на свое счастье. Очень полезно велеть извозчику сойти первым и потом прыгнуть на него - столкновение с ним существенно смягчит удар о землю, и вы не так сильно расшибетесь. Если вы намерены заплатить ровно восемь пенсов, ни в коем случае не заикайтесь об этом и не показывайте деньги, пока не очутитесь на тротуаре. Вообще лучше не скупиться. Ведь вы, собственно говоря, всецело во власти извозчика, и четыре пенса сверх положенного он рассматривает как справедливое вознаграждение за то, что не причинил вам предумышленного увечья. Впрочем, если вам предстоит проехать мало-мальски значительное расстояние, то всякая надобность в каких-либо советах и указаниях отпадает, ибо, по всей вероятности, уж на третьей миле вы легко и свободно вылетите вон.
Насколько нам известно, не было случая, чтобы извозчичья лошадь прошла три мили кряду, ни разу не упав. Ну и что ж? Тем веселей. В наше время нервных расстройств и всеобщей душевной усталости люди готовы даже дорого заплатить за любое развлечение; а уж дешевле этого и не найдешь".

В 1832 году была изобретена и запатентована конструкця двухколесного крытого экипажа, рассчитанного на перевозку двух человек, сидевших лицом к лицо. Кучер сидел впереди на крыше, а дверь была в задней стенке кузова. Среди пассажиров эта конструкция была известна как "минибас" (minibus), "заднедверный кэб" или "коробка для пилюль" (pill-box cab). "Иллюстрированные лондонские новости", излагая в 1844 году краткую историю легкового извоза в британской столице, писали, что эта разновидность кэба, "казалось, была построена только для того, чтобы позволить пассажиру безнаказанно обмануть кучера, выйдя втихаря". Очень похожий, но только большего размера, экипаж был представлен одним каретным мастером и заслужил прозвище "дуобас" (duobus).
http://pic.ipicture.ru/uploads/081105/thumbs/Ur5UMv7iyT.gif
минибас

Наконец, в 1834 году один из архитекторов получил патент на "безопасный кэб", постаравшись совместить в одной конструкции скорость с безопасностью. Чтобы добиться этого, требовалось сделать центр тяжести как можно ниже.
Оригинальный экипаж выглядел как квадратный ящик со слегка покатой крышей, на которой спереди сидел кучер. Пассажиры могли попасть внутрь через дверцы по обеим сторонам его ног. Колеса диаметром 2,3 м были высотой до крыши экипажа и вращались на коротких валах, которые выступали из кузова.
http://pic.ipicture.ru/uploads/081105/thumbs/G077t6H27l.gif
Оригинальный хэнсомовский кэб

В 1836 году секретарь "Компании безопасных кабриолетов и двухколесных экипажей", конкурирующей с "Компанией хэнсомских кэбов", кардинально модернизировал изобретение Хэнсома. Он уменьшил высоту колес и установил более прочную изогнутую ось, огибавшую кузов снизу, а также перенес сидение кучера назад и устроил в крыше сдвигающееся окошко для переговоров с пассажирами. Вожжи кучера были пропущены через особые скобы в передней части крыши. Боковые окошки вплоть до 1850-х годов были совсем маленькие: приблизительно 30 х 20 см. Эта конструкция была удобнее, чем та, но тоже имела свои недостатки: кэбмен со своего места мог видеть только уши своей лошади, а открытый спереди кузов, имевший только жесткий кожаный фартук для ног, слабо защищал пассажиров от дождя и ветра.
http://pic.ipicture.ru/uploads/081105/thumbs/S0SYCh5Cky.gif
Усовершенствованный хэнсомовский кэб

В 1844 году уже упоминавшийся был представлен закрытый двухколесный экипаж на трех человек "трибас" (tribus) с пресловутой задней дверью и двумя маленькими, вынесенными на специальных дугах, колесиками для безопасности пассажиров. Место кучера на этот раз было также перенесено назад в специальную нишу, занимавшую правую заднюю четверть корпуса. Спереди на корпус вешался красный фонарь, чтобы избежать столкновения в ночной тьме. Однако "трибасы" не имели преимуществ перед четырехколесными кэбами и менее чем через год сошли со сцены.
http://pic.ipicture.ru/uploads/081105/thumbs/W4xkwK02Su.gif http://pic.ipicture.ru/uploads/081105/thumbs/APHJ35RabW.gif
Трибас

В 1873 г. отказались от изогнутой оси в пользу более прочной и простой в изготовлении прямой оси, которая теперь проходила непосредственно под пассажирским сиденьем. Для этого задняя часть кузова ниже сидений была просто обрезана. Место кучера было поднято на высоту двух метров над землей. Это не только дало кэбмену лучший обзор, но и позволило идеально сбалансировать экипаж: вес тяжелых оглобель теперь уравновешивался весом кучера; лошадь теперь не так уставала и могла идти быстрее - новый кэб мог при благоприятных условиях развивать скорость до 15 миль в час.
Спереди кузов имел высокое изогнутое крыло, позволявшее запрягать лошадь ближе к экипажу. Это крыло шло до высоты лошадиного крестца, чтобы защитить пассажиров от летевшей из-под копыт лошадей грязи. Впервые было установлено в дверном проеме кузова вместо фартука пару распахивавшихся деревянных дверок-створок, которые могли быть открыты только кучером с козел. Эти дверцы не открывались, пока через окошко в крыше седоки не оплачивали проезд. С точки зрения детектива, который должен вести постоянное наблюдение, этот экипаж был действительно предпочтительней всего. Кроме открытого спереди кузова, он имел также боковые окна, удобно расположенные прямо над колесами. Впрочем, если пассажиру требовалось уединение или шел дождь, спереди мог быть опущен кожаный занавес.
http://pic.ipicture.ru/uploads/081105/thumbs/rg5RvXcqSf.gif
Хэнсомский кэб
В качестве наемной кареты хэнсомы быстро стали популярными и заменили использовавшиеся до этого наемные экипажи, обычно бывшие изношенными донельзя каретами аристократии, а также вытеснили всех своих двухколесных конкурентов. Небольшой размер позволял хэнсомским кэбам сравнительно легко пробираться через запруженные повозками улицы, что делало их самыми быстрыми при езде по городу. Хэнсомские кэбы часто нанимались светскими повесами и жуирами, но они не были особенно популярны среди дам. Было нелегко сесть в такой кэб, не запачкав платья о грязное колесо, и, что более важно, для дамы не было принято путешествовать в кэбе одной - во-первых, он считался слишком "быстрым" для этого, а во-вторых, видимо, из-за наличия только двух мест, сама поездка в одиночестве долгое время считалась для леди порочащей ее репутацию.

Практически одновременно с хэнсомскими кэбами появились четырехколесные кэбы (four-wheeler). В 1830-34 гг., была  разработана конструкцию изысканного уличного экипажа для джентльменов, воплощенную в жизнь в мае 1838 г. каретными мастерами.
http://pic.ipicture.ru/uploads/081105/thumbs/cdZ1LSUWhp.gif
Крытый четырехколесный кэб
В качестве прототипа был взят "крытый кэб", давних времён, вышедшим на улицы впервые в 1823 году. Новый экипаж получил имя своего создателя и стал называться брумом или брогамом (brougham). Для него требовалась одна лошадь или две небольшие лошадки, и им мог управлять кучер без сопровождения другого слуги или форейтора, не подвергая при этом своего седока социальным насмешкам. Брум стал очень популярен среди врачей за свою общую практичность, удобство и внешний вид, поскольку некоторые викторианские пациенты отдавали предпочтение тому или иному доктору более за выбор экипажа, чем за медицинский опыт. Им также предпочитали пользоваться для поездок в театр и оперу. Одним словом, брумы были наиболее любимыми городскими экипажами джентльменов среднего класса. Некоторое время они составляли половину наемных извозчичьих карет.
http://pic.ipicture.ru/uploads/081105/thumbs/BYC8g4ubCZ.gif
Брум
Внутри брума находилось сидение на двух человек, третий пассажир мог при необходимости сидеть снаружи рядом с кучером на козлах. Козлы были устроены спереди, прямо перед вертикальным обрезом корпуса, который имел окна не только сбоку, но и для обзора вперед. Сам корпус кожаными ремнями крепился к обычным эллиптическим рессорам (с 1845 года) между двумя парами равновеликих колес и располагался довольно низко над землей.
http://pic.ipicture.ru/uploads/081105/thumbs/7j4FHAy21X.gif
Кларенс

Из брума развился еще один тип городского кэба, получивший название кларенс (clarence) в честь принца Уильяма, герцога Кларенса и Сент-Эндрю. Его первый образец был показан в 1840 г. Он представлял собой увеличенный вариант брума с двумя сиденьями, расположенными друг напротив друга, предназначенный для перевозки четырех пассажиров. За оглушительный грохот, издаваемый обитыми железом колесами при езде по булыжной мостовой или щебенке, они были прозваны "громыхалами" (growler). Такие экипажи обычно нанимали группы более чем из двух человек: компании, отправляющиеся на пикник, матросы или солдаты, приехавшие в отпуск, молодожены из рабочего класса; часто кларенсы использовались для доставки в больницу пациентов, которых можно было везти только в горизонтальном положении.
http://pic.ipicture.ru/uploads/081105/thumbs/pCxvEdSg8s.gif
Квартобас
Как и в случае с хэнсомами, были попытки внедрить альтернативные конструкции четырех колесных кэбов, но без особых успехов. В 1844 году некий мистер Окей, владелец трактира "Герой Ватерлоо" на Ватерлоо-роуд, запатентовал конструкцию, названную им "квартобас" (quartobus). Экипаж был рассчитан на четырех человек, а главным его отличием было то, что расстояние между передними и задними колесами было всего 30 сантиметров вместо обычных полутора метров, делая его более вертким на городских улицах. Еще одна четырехколесная конструкция, носившая название "court cab", была рассчитана на двух человек, при этом сидение кучера находилось относительно кузова там же, где и у обычных хэнсомов.

Вызвать кэб да и любой другой экипаж было довольно просто, не сложнее, чем теперь нанять такси. Можно было окликнуть проезжающий порожним кэб или подозвать его свистом, разумеется, если тот уже не стоял у обочины в ожидании седоков. Многие англичане в то время  пользовались модным извозчичьим свистком (cab-whistle). Причем их, видимо, не только носили с собой. Большинство лондонских домов имели особые свистки. Если вы свистнули в такой свисток один раз, то подъезжал четырехколесный кэб, если два - хэнсом.

***
Подводя итоги моно сказать, что в 20-40е годы 19 века в Англии, преимущественно властвовали кэбы, их разнообразие было великим. Вплоть до 50-70-х годов можно было встретить как двухколёсный хэнсомовский кэб, так и "Брум", "Квартобас", Трибас
Что касается карет, то редкий ценитель прекрасного и неудобного оставлял в обиходе у себя такой вид транспортировки. Чаще всего кареты оставались у богатых приверженцев старых устоев. Люди, имевшие хорошие связи, обзаводились открытыми повозками, называемыми фаетонами. Те, кто яро следил за модой и эволюцией транспорта, предпочитали иметь в личном извозе "Квартобас" или "Брум". Кабриолет,  как правило, оставался наёмным экипажем.

Дилижансы и омнибусы относились к общественному виду транспорта. Многоместные (15—20 мест) повозки на конной тяге. Дилижансы чаще использовались для перевозки людей и грузов на дальние расстояния. Такие виды транспорта встречались на  узких улочках Англии редко. Маршруты чаще всего проходили по центральным, более широким мостовым и дорогам.

Информация черпалась из книги «Бейкер-стрит и окрестности» Светозара Чернова;
Википедии- Свободная энциклопедии;
всеразличных статеек юных "натуралистов", т. е из блогов, форумов и т.д.

2

Прекрасная статья. Инн - спасибо ты молодчина!

3

Спасибо! Я старалась.
вот хотела про кареты выложить, но перечитав многократно, решила, что выложу позже...

Отредактировано Иннэ Гарретт (2008-11-08 05:36:59)


Вы здесь » Стимпанк. Механика Власти » История » Транспорт Англии начала 19 века