http://ru.wikipedia.org/wiki/Nevzorov_Haute_Ecole
http://www.horse-of-dream.vsau.ru/uhod/ … /udob.html
Haute Ecole (фр. «Высокая школа») – образно говоря, обозначение наивысшего мастерства в работе с лошадью. Для каждой эпохи эталон, разумеется, разный. В XVII было просто исполнение очень сложные элементов на лошадях, находящихся в состоянии полного сбора*, который достигался болевым воздействием, - с помощью шпор и уздечки. Так или иначе, для этой эпохи это было верхом совершенства - лучше, чем мастера Haute Ecole, на тот момент в мире никто с лошадьми не работал (про современную Haute Ecole писать не буду. Если захотите узнать, то, пожалуйста, к вашим услугам).
Школа берет свое начало от истоков классической Haute Ecole, от отца и основателя этой школы мессира гранд-мастера Школы Антуана де ля Бом де Плювинеля, официальным титулом которого в сложной, полусекретной иерархии Школы был «Prior Praeceptor», что означает старший наставник.
Традицией Школы всегда была секретность, скрытность. Это касалось как методик воспитания, особенностей средств воздействия, приемов диетологии, ветеринарии, особенностей манежных грунтов, так и реальной иерархии (внутренних, Школьных титулов мастеров).
С момента своего возникновения классическая Школа Haute Ecole практически сразу же раскололась на два полюса. На одном находился Плювинель с его пониманием не только роли «железа**» во рту лошади и реакции последней на него, но и вообще со своими поразительными наблюдениями. На другом – Соломон де ля Бруэ, конструктор изощреннейших средств управления лошадью, создавший не один вид страшных по своей разрушительной силе мундштуков***.
*сбор есть то положение лошадиного тела, при котором она находиться в состоянии некой психологической и мышечной концентрации, полной готовности к движению или к сосредоточенной, абсолютной неподвижности. Внешней приметой сбора является сильное подведение ног под корпус и поднятие затылка. Внутренней, безошибочной приметой сбора является чувствуемая всадником (да и при работе «в руках1» тоже)концентрация большей части веса лошади в бёдрах, пояснице и мускулатуре крупа
**«железо»(удила, трензель, грызло) - это то, что лежит во рту лошади. Предназначены для управления ею. Всадник контролирует воздействие удил с помощью поводьев.
***мундштук(мундштучное оголовье) используется при выездке(От Эколь) и объездке лошадей. Оно состоит из трензельного удила, мундштука, переносья, суголовного ремня, недоуздка, налобника, щёчного и подбородочного ремней, чумбура, трензельных и мундштучных поводьев.
1 «в руках»(на свободе) – работа с лошадью при помощи корды и шамберьера (хлыста общей длиной более 2х метров). Шамберьером лошадь не наказывается, а он используется для туширования, помощи лошади при регулировки высоты подъёма ног, длинны шага…
Элементы выездки:
Пиаффе – укороченная (трот), собранная, высокая и ритмичная рысь на месте.
Пируэт, или поворот на задних ногах, - выполняется в два следа круг, радиусом, равным длинне корпуса лошади.
Ранверс – боковое движение вдоль ограждения, противоположное траверсу, то есть голова лошади обращена внутрь манежа. Лошадь идёт вдоль стены по углом 30 градусов.
Пассаж – укороченная, очень собранная рысь. Создаётся впечатление что лошадь летит над землёй. Каждая диагональная пара ног поднимается и ставится с подвисанием в очень ритмичном темпе.
Осаживание – движение лошади назад. При этом она поднимает и опускает не каждую ногу отдельно, как при движении вперёд, а диагональные пары ног.
Плие – разновидность боковых движений. Исполняется на галопе в положении плечом внутрь, включая галоп с поворотом вправо при помощи передние ведущей ближней ноги или галоп и поворот влево при противоположной ведущей ноге. Лошадь должна наклоняться в сторону ведущей ноги.
Перемена ног – упражнении при котором лошадь по требованию всадника изменяет последовательность выноса ведущей ноги на галопе. Лошадь должна плавно переменить одну ногу на другую.
Принимание – боковое движение. Манежное упражнение при котором лошадь одновременно движется вперёд и в сторону.
Испанский шаг – искусственный аллюр, при котором лошадь попеременно поднимает пости до горизонтального положение выпрямленные в запястном и путовом суставах передние ноги и плавно ставит их на землю. В это время задние ноги движутся как обычно. Качество испанского шага определяется путём прикладывания уха к грунту манежа. Хороший испанский шаг, настолько лёгкое движение, что почти не слышим.
Полёты над землёй:
Левада – стойка лошади на сильно согнутых задних ногах.
Курбет – прыжок лошади с прижатыми передними нога. При этом опуститься она должна сперва на две задние ноги, а потом уж на передние.
Каприоль – прыжок на месте по вертикали вверх с одновременным резким вытягиванием задних ног. Самый трудный и эффектный элемент выезки.
Баллотада – прыжок на месте, при котором лошадь подбирает передние ноги, а задние разгибает в путовых суставах, как бы показывая подковы.
Крупада – прыжок лошади с подобранными ногами на месте. В этом прыжке лошадь не показывает свои подковы.
Это лишь краткое руководство по правильной посадке и строению седла(будет дополняться).
(1) - шнеллер; (2) - ; (3) - передняя лука; (4) - основа седла (ленчик); (5) - сиденье; (6) - задняя лука; (7) - подушка; (8) - стремя; (9) - крыло седла; (10) - путлище; (11) - валик.
Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида конного спорта.
Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикосновения с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник.
Сиденье делают из кожи. Оно дает возможность всаднику занять правильное и удобное положение на спине лошади.
Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.
Стремя изготавливают из металла и подвешивают на кожаный ремень с пряжкой, называемый путлищем. Путлище продевают в шнеллер — специальное металлическое приспособление с замком. Длину путлища можно менять, подгоняя ее по длине ног всадника. Стремена служат всаднику дополнительной опорой.
Сёдла по традиции изготовляют из кожи, хотя в наши дни можно купить и недорогие синтетические. Конструкция любого седла основана на ленчике, или лавке, из двух полок клееного дерева со вставленными пружинами для повышения эластичности или из пластика.
Очень важно, чтоб седло подходило как лошади, так и седоку. Оно не должно мешать движению плеч, защемлять холку или давить на позвоночник. Неправильно подобранное седло будет натирать спину, размеры седока и длину его ног тоже следует принять во внимание, так как невозможно хорошо ехать на неудобном седле.
Седло позволяет распределять вес всадника равномерно по спине лошади. Оно также помогает сохранить правильную посадку.
для наших милых дам:
Положение в седле:
Всадница сидит лицом вперёд. Левая нога в стремени, правая – перекинута через переднюю луку.
-Для устойчивости посадки правое плечо следует отвести назад.
-При правильной посадке всадница плотно сидит в седле, равномерно распределив свой вес, голову держит прямо.
-Внутренняя сторона правого бедра должна быть плотно прижата к передней луке.
-Левая нога занимает такое же положение, как и при обычном типе езды верхом. Она не должна быть сильно напряжена, но в то же время её следует держать плотно прижатой к боку лошади.
-Поводья держат низко, положив руки на колени. Они должны образовывать прямую линию, идущую от локтя к удилам.
При посадке на лошадь в дамское седло, требуется помощник, который вас подсадит.
Отредактировано Анна Валериус (2008-07-17 14:15:09)